Успенский собор Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря
Проект Успенского собора, главного храма монастыря, разрабатывался при св. прав. Иоанне Кронштадтском. Рассказывают о пророчестве св. Иоанна, что храм построят, но служить в нем не будут. Уже по представлении отца Иоанна, 13 июня 1914 года епископам Архангельским и Холмогорским Нафанаилом (Савченко) была совершена закладка в монастыре каменного храма.
Ровно через год, 12 июня 1915 года он был освящен архиерейским служением в честь праздника Успенья Пресвятой Богородицы с приделами в память всех святых и великомученицы царицы Александры.
Храму этому было присвоено посвящение «В память 300-летия царствования дома Романовых».
В советское время монастырь был упразднен, в Успенском соборе был открыт клуб. Последние 10 лет собор стоял пустым и неуклонно разрушался.
6-го июля 2011 в день Владимирской иконы Божией Матери силами волонтеров православной трудовой молодежной экспедиции начались работы по очистке Успенского собора от мусора. За летний период 2011 года был проведен комплекс работ по очистке здания от строительного мусора, частичного ремонта кровли, ремонта входных дверей, оконных проемов, которые были затянуты армированной пленкой, очистке цоколя собора от мха и растительности, подготовке собора к проведению противоаварийных работ. В 2012 году были продолжены работы по очистке подвальных помещений собора и настилке пола.
Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь
Основание монастыря
Устраивая Сурскую обитель, о. Иоанн Кронштадтский, по его собственным словам, имел целью просвещение сурского народа, а также и то, чтобы обитель была для местного населения училищем благочестия посредством доброго примера трудолюбия и молитвы. Он перечислял средства на строительство обители, освятил здание обители. Но самое главное, его вклад в духовное становление Сурского монастыря. Он руководил подготовкой будущих насельниц. Забота св. прав. Отца Иоанна о Сурском монастыре проявилась и в том, что он принимал деятельнейшее участие в разработке его Устава. Учредитель предоставил в собственность общины принадлежащий ему буксиро-пассажирский пароход, лавку в Суре, имеющую почти 10-тысячный годовой оборот, паровую мельницу и другое.
Святейшим Синодом от 13/27 октября 1899 года определено учредить в селе Суре Архангельской епархии женскую общину во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В ноябре 1900 года указом Архангельской духовной консистории вместо Сурской женской общины был учрежден собственно заштатный Иоанно-Богословский женский монастырь. В монастырь стали приезжать паломники.
Добраться из Архангельска до Суры можно было пароходом. Богомольцев доставлял в Сурскую обитель монастырский пароход «Святитель Николай», мощностью в 25 лошадиных сил.
Когда паломник попадал в Суру, на левом берегу реки Пинеги представал его взгляду чудо-городок за каменной стеной. По углам стены высились четыре башенки. Чудо-городком и была Сурская обитель. Множество построек помещалось в его ограде — два деревянных сестринских корпуса с келиями на три-четыре человека, двухэтажный дом с кухней и трапезной, верхние помещения которого занимала настоятельница; кладовые, погреб, оранжерея, столярная, малярная мастерские, каретник, конюшня и скотный двор, где вместе с молодняком насчитывалось 38 голов скота (15 коров, 9 лошадей), ледник и квасоварня... В полуверсте от монастыря, на правом берегу Суры, виднелось здание монастырского лесопильного завода. Был и еще один завод, где изготавливались кирпичи... Обозревая все это, путешественник убеждался: перед ним вовсе не такая обитель, о которой он читал в каком-нибудь романе с надуманным приключенческим сюжетом о праздной жизни монашек. Нет, он своими глазами видел, каким тяжелым трудом был создан и жил этот монастырь, населенный деятельными и неутомимыми молоденькими работницами-сестрами, совершенно не похожими на тех вымышленных романных героинь.
Роль монастыря в жизни края была огромна. Среди насельниц (на момент открытия обители в ее стенах собрались 24 монахини и 111 послушниц) было много местных жительниц, имена которых сохранились в монастырских книгах. Средний возраст первых сурских послушниц составлял немногим старше двадцати лет. Это очень удивляло паломников. Один из них так высказал свои впечатления о сурских сестрах: «Много я видел мужских и женских монастырей на Руси, но такого еще никогда не видел. Не монастырь, а институт какой-то. Самой старшей из них, исключая, конечно, игумению, около тридцати лет. Каждая безропотно несет свое послушание, как бы тяжело не было». В основном насельницы были крестьянского происхождения. Девочки, проходившие послушание в монастыре, имели возможность не только получить образование, но и овладеть ремеслами.
Монастырь занимался различными видами благотворительной деятельности: оказание помощи нуждающимся крестьянам, помощь родственникам погибших солдат, сбор средств на благотворительные цели, воспитание при монастыре девочек, раздача милостыни. Сестры монастыря показывали пример не только христианского служения. Ими была налажена хозяйственная деятельность монастыря: содержали 15 коров, 9 лошадей (5,93) и овец, выращивали различные культуры, имелась своя паровая мукомольня (на ней мололо муку и население ближайших деревень), пекарня, кирпичный завод, пароход (единственный транспорт из Архангельска в верховья Пинеги), кузница. При монастыре была швейная, живописная и сапожная мастерские, были открыты аптека и больница, где за больными присматривали сестры.
В монастыре была открыта читальня, в ней были книги 33 названий: 67 книг богослужебных и 19 духовного содержания. Монастырь выписывал газеты и журналы. В воскресения и престольные праздники читались духовно-нравственные повествования, иногда показывались картины «при посредстве фонаря».
Сурский монастырь был единственным женским монастырем Архангельской епархии, занимавшимся просветительской деятельностью не только среди детей, но и среди взрослых. Так, для взрослых крестьян села Суры при нем с 1899 года была открыта специальная «читальня для бесед с народом», имевшая вид своеобразного сельского клуба, где «имелись некоторые газеты и духовные журналы», а «в воскресные и праздничные дни читались духовно-нравственные повествования и иногда показывались картины при посредстве фонаря». Беседы проводились монастырским священником о. Георгием Маккавеевым, который привлекал к ним также послушниц-певчих, чтобы, в перерывах между чтениями, «занимать слушателей пением». Помимо крестьян, на чтениях присутствовали ученицы монастырской церковно-приходской школы, для которых были устроены специальные хоры. Духовные чтения при Сурском монастыре продолжались до 1901 года, после чего были прекращены, вероятно, в связи с малой популярностью их среди крестьян. Таким образом, просветительская деятельность Сурского монастыря среди взрослого населения Пинежья оказалась малоэффективной, и, в связи с этим, носила лишь кратковременный характер. Гораздо более эффективной формой просветительской деятельности Сурского монастыря стало обучение при нем крестьянских девочек в женской одноклассной церковно-приходской школе, организованной по типу интерната.
Монастырская школа
Школа размещалась в верхнем этаже одного из монастырских зданий. Источником финансирования ее являлся «капитал в билетах 4% государственной ренты» на суму в 40 тысяч рублей, выделенные на ее нужды о. Иоанном Кронштадтским. Для того, чтобы оценить уровень материального обеспечения Сурской монастырской школы, следует отметить, что сумма, выделенная на ее содержание, в два раза превышала годовой бюджет Ямецкого женского монастыря, составлявший, по данным на 1917 год, около 20 тысяч рублей. Хорошее финансовое обеспечение школы давало возможность ежегодно обучать в ней около 40 крестьянских девочек. При этом на период обучения они обеспечивались за счет монастыря бесплатными жильем, питанием, учебниками, а также школьной формой, напоминавшей форму воспитанниц институтов. Заведующей школой являлась игумения. В число педагогов входило монастырское духовенство. Так, священник вел занятия по Закону Божию, а диакон, именовавшийся в отчетной документации школы, как «диакон-учитель», преподавал арифметику. Помимо священнослужителей, занятия в школе проводили наемные учительницы, а также послушницы. Использование послушниц в качестве учительниц являлось наиболее рациональной формой обеспечения монастырской школы надежными и довольно квалифицированными, а также, практически бесплатными педагогическими кадрами. Для повышения квалификации педагогов монастырь выписывал педагогический журнал «Народное образование», что может свидетельствовать о заинтересованности его игумении Порфирии (Глинко) в улучшении качества преподавания в монастырской школе. В число предметов, преподававшихся в школе, входили: Закон Божий, церковнославянская грамота, письмо полууставом, церковное пение с голоса и по нотам, чистописание, арифметика, а также рукоделие. Большая часть учебного времени (по данным на 1908–1909 года — по 56 учебных часов) отводилась на преподавание Закона Божия и рукоделий. Это соответствовало задачам, поставленным перед школой – не просто давать знания крестьянским девочкам, но, прежде всего, воспитывать в них будущих трудолюбивых хозяек и матерей и благочестивых, глубоко верующих христианок. Важность этого аспекта воспитания впоследствии была замечательно сформулирована Святителем Николаем Сербским, отмечавшим, что «ущерб в вере человека вызывает неизменно ущерб в характере. Ибо, как река связана со своим источником и свет – с солнцем, так и моральная жизнь – с верой».
Распорядок дня в школе был следующим. В 6 часов утра – подъем. В 7 часов читались по Часослову утренние молитвы. В 8 часов утра начинались занятия. В 12 часов ученицы обедали, в 4 часа полдничали. В 8 часов был ужин, после которого в течение получаса вычитывались молитвы на сон грядущий. В половине девятого ученицы укладывались спать. Свободное от занятий время посвящалось выполнению домашних заданий, а также обучению рукоделиям. Ежедневно, под присмотром воспитательниц из числа послушниц, ученицы выводились на прогулку, а также в храм. Во время Рождественского и Великого постов они были обязаны причащаться Святых Христовых Таин. Таким образом, в монастырской школе поддерживалась строгая дисциплина, в результате чего образ жизни ее учениц напоминал образ жизни послушниц. Тем не менее, в школе находились место и развлечениям. Так, к Праздникам Пасхи и Рождества Христова учащихся угощали не только орехами, пряниками и карамелью, но и малодоступными для крестьянских детей шоколадными конфетами и шоколадом. На Рождество для них устраивался праздник с наряженной елкой и фейерверком, который для этой цели выписывался из Санкт-Петербурга. Четыре раза в год показывались «картины из Священной истории Ветхого и Нового Заветов при посредстве фонаря», что в те времена являлось прообразом кино. Таким образом, Сурская монастырская школа отличалась достаточно хорошей организацией не только учебного процесса, но и досуга учащихся. Школа обладала обширным книжным фондом, в связи с чем одно учебное пособие в среднем приходилось на двух учениц, что для церковно-приходских школ того времени могло считаться удовлетворительным. Помимо учебников, имелись книги для внеклассного чтения, куда, помимо житий святых, входили также сочинения В.А. Жуковского, роман Загоскина «Юрий Милославский», жизнеописание схимонахини Нектарии (княгини Н. Б. Долгорукой) и ряд других светских книг, имевших назидательный характер, что было опять-таки связано с целью школы – воспитывать в учащихся такие христианские добродетели, как веру, смирение, послушание, почтение к власти. Библиотека для внеклассного чтения была достаточно востребована среди учениц. Так, по данным на 1904 год, из 34 девочек, учившихся в школе, из библиотечки брало книги 17 человек. Это подтверждает приведенную в отчетах о монастырской школе информацию о том, что «книги для внеклассного чтения учащимися читаются», и свидетельствует о стремлении крестьянских детей того времени к получению знаний.
Влияло ли пребывание в монастырской школе на ее учениц? Имеются свидетельства о том, что такое влияние имело место, и было положительным. Согласно отчетам о деятельности школы, «в окончивших курс девочках заметна более чистоплотность и чистота в помещениях, и есть хорошие деятельные помощницы матерям, а также частое посещение храма Божия, особая отличительная вежливость от не учившихся». Кроме того, девочки, проучившиеся в школе, становились хорошими рукодельницами, в связи с чем школа пользовалась популярностью среди местных крестьян, стремившихся отдать туда свих дочерей «не ради готового содержания, а только поучиться рукоделиям». В ряде случаев девочки из старообрядческих семей, после обучения в монастырской школе, переставали следовать старым обрядам, что свидетельствует о том, что школа выполняла и миссионерские задачи. Имели место случаи, когда бывшие ученицы пополняли ряды монастырских послушниц. Так, в одном из писем к праведному Иоанну Кронштадтскому игумения Сурского монастыря Порфирия (Глинко) сообщала ему, что «сурские девицы молодые по 17-му году просятся в монастырь: почти все наши школьницы, принимать их или нет? Трех я уже взяла, очень бедные сироты две». Таким образом, даже менее чем за два десятилетия существования женской церковно-приходской школы при Сурском монастыре, ее деятельность по просвещению и воспитанию крестьянских детей была достаточно плодотворной и была востребована среди населения Пинежья. Церковно-приходская школа при Иоанно-Богословском Сурском монастыре, была лучшей из всех школ, существовавших при женских монастырях Архангельской епархии.
Краткая летопись событий
Монастырь имел подворья в Архангельске, Санкт-Петербурге (позднее преобразовано в самостоятельный женский Иоанно-Богословский монастырь на реке Карповке). В 1917 году игумения монастыря вела переписку об открытии еще одного подворья, который должен был стать домом для сирот.
В 1900 году для нужд монастыря императором Николаем II была выделена земля в Летовской кораблестроительной роще. Позднее это место стали звать просто Роща. Здесь был устроен Свято-Троицкий скит монастыря.
В описи имущества монастыря в скиту значатся: скотный двор деревянный с жилым помещением для сестер, мезонин, казарма для рабочих, баня, сторожка, рига, амбар, конюшня, 2 погреба.
Красота и гордость скита – храм, который сгорел и в 1911 году был отстроен заново. Новый храм был выстроен на средства благотворителя Михаила Ивановича Петрова. В храме был трехъярусный иконостас, насчитывалось 60 икон, в основном выполненных масляными красками на досках. К храму примыкала колокольня с 6 колоколами.
В 1909 году в Сурском монастыре была построена и каменная колокольня, закладку которой в 1907 году осуществил отец Иоанн. 6 августа впервые с нее огласил окрестности колокольный звон. Самый большой колокол появился на ней в мае 1910 года, после чего «звон стал довольно значительным и подбор колоколов весьма мелодичным».
Проект Успенского собора, главного храма монастыря, разрабатывался при св. прав. Иоанне Кронштадтском. Рассказывают о пророчестве св. Иоанна, что храм построят, но служить в нем не будут. Уже по представлении отца Иоанна, 13 июня 1914 года епископам Архангельским и Холмогорским Нафанаилом (Савченко) была совершена закладка в монастыре каменного храма.
Ровно через год, 12 июня 1915 года он был освящен архиерейским служением в честь праздника Успенья Пресвятой Богородицы с приделами в память всех святых и великомученицы царицы Александры.
Храму этому было присвоено посвящение «В память 300-летия царствования дома Романовых».
Сурская Иоанно-Богословская женская община просуществовала недолго – двадцать лет. За время существования Сурского монастыря его возглавляли три настоятельницы: игумения Варвара (1900-1902) (в миру Надежда Ивановская), игумения Порфирия (1902-1917) (в миру Екатерина Алексеевна Глинко), игумения Серафима (в миру Анастасия Ефимова).
После 1917 года монастырь был поставлен вне закона, хотя часть сестер (16 человек, по другим сведениям — 30) по доброй воле пошла работать в учреждения Советской власти – в Карпогорскую и Сурскую лечебницы, в Карпогорский отдел народного просвещения, в Веркольский исполком. 8 декабря 1920 года Сурский волостной съезд Советов постановил ликвидировать монастырь. Сестры обратились с ходатайством в Архангельский губернский Совет народного хозяйства: «Мы постановление считаем немилосердным, т. к. проживаем в монастыре 21 год. Из нас нет ни одной буржуйки, и мы пришли на голый песок, где не было никакого строения, каковое и пришлось нам начинать своим трудом: раскапывать канавы, вырывать пни, чтобы расчистить место под постройку, разрабатывать землю и расчистку под сенокос и под огород, носили сырой кирпич. Если нужны Вам наши помещения, то разрешите удалиться нам в Скит, где и наделить нас землей, которую мы и будем обрабатывать и кормиться своими собственными трудами, чтобы не пользоваться привозным хлебом…». На свою просьбу монахини получили ответ: «30 сестер служит. Советую и другим поступить так же, зарегистрировавшись в уезде или волости. Рабочие труженицы Советской власти нужны, разрешить же образовывать отшельнические союзы людей, убивающих себя, Советская власть не намерена. Что предлагаю объявить сестрам».
В декабре 1921 года Сурский монастырь перестал существовать. Судьбы обитательниц монастыря оказались трагичны. После закрытия монастыря лишь немногие разошлись жить по родственникам и знакомым. Большая же часть сестер, оставшиеся рядом с Сурской обителью были вывезены на барже в район Карпагор, где погибли. Поруганы были и монастырские храмы: в Успенском соборе был открыт клуб.
Почти столетие отделяет нас от времени основания Сурского монастыря. Но и уничтоженный, разоренный, он, как былинный Китеж, существует и поныне в памяти северян. И это вселяет надежду на то, что он возродится, восстанет в своем былом величии, «славен будет, много пользы принесет», как предсказал о нем когда-то, в 1901 году, Архангельский владыка Иоанникий. Ведь и сейчас молится у Божия Престола о созданной им обители великий подвижник российский — праведный Иоанн Кронштадтский, обещавший «никогда не оставить» Сурского монастыря и его сестер, чтобы из хранимого людьми предания снова стала явью Сурская обитель.
Использованы материалы статьи: Монахиня Евфимия (Пащенко). Сказание о Сурской обители / из книги Кронштадтский пастырь. М. : Отчий дом, 2002.